Что такое
ИДЕАЛИЗМ

Политический словарь
Направление в философии, противоположное материализму, считающее идею, дух, сознание первичным, а материю, природу, бытие- вторичным. И есть не что иное, как философское выражение религиозного понимания мира. И. имеет две основные разновидности - субъективный И. и объективный И.
Политический словарь
— философское направление, в основании которого лежит представление о первичности, основоположности сознания и вторичности, производности, обусловленности материи. Вторичность материи означает убеждение в производности материи и природы от сознания, их обусловленности сознанием. Идеалистический подход к природным и общественным явлениям означает создание умозрительных представлений о сущности явлений и направленный подбор под них реальных фактов. В физике это проявляется в виде так называемого аксиоматического метода, в создании постулатов и "принципов", которым по мнению их авторов должна следовать природа, в игнорировании экспериментальных результатов, не укладывающихся в исходную умозрительную модель. В общественной науке это проявляется в игнорировании изучения объективных законов развития общества и создании умозрительных моделей развития, не опирающихся на обобщенный исторический опыт, в так называемом волюнтаризме (принятии произвольных решений, не соответствующих реальным задачам), а также в антинаучных теориях, оправдывающих эксплуатацию и существование паразитических классов.
Большой энциклопедический словарь
ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении ''идеалист'' (от слова ''идеал'') часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.
Социологический словарь
— англ. idealism; нем. Idealismus. 1. Философская ориентация, в противоположность материализму, рассматривающая сознание, дух как первичное по отношению к материи. 2. В социологии - теоретико-методол. ориентации, придающие основное значение в объяснении соц. явлений и процессов духовным и идеальным факторам. См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. 3. Тип мышления и поведения в повседневной жизни; И. характеризуется установкой на духовные ценности.
Социологический словарь
(idealism) — 1. (Философия) учение, утверждающее, что мир, с которым мы сталкиваемся, частично или полностью является конструкцией идей. 2. (Социология) доктрина, согласно которой социология должна давать объяснения, прежде всего, обращаясь к субъективным и осознанным усилиям людей (См. также Значимые понимание и объяснение) . В философии идеализм — одна из двух основных возможностей, возникающих при рассмотрении отношений между разумом или субъектом и миром или объектом (см. Субъект и объект; Эпистемология) . Для познания мира субъектом идеализм предполагает руководствоваться идеями либо теориями, формирующими мир так, как он воспринимается или мыслится. Это означает оценку его эпистемологической противоположности, эмпиризма, как наивного в утверждении о том, что чувственный опыт — единственный источник достоверного знания, а разум изначально является бессодержательным и пассивным. Согласно идеализму Платона, объекты мира были несовершенными версиями идеальных объектов, составлявшими их сущность. Современный идеализм происходит от Канта и Гегеля. Кант доказывает двухстороннее отношение между разумом и миром, причем первый придает универсальные формы, посредством которых субстанциальный и эмпирический мир может восприниматься и осмысливаться. Это ведет к тому, что объективно существующий внешний мир, не структурированный разумом, — непознаваем и что имеется понимание, но не знание разума самого по себе — "номинального", и оно не структурировано формами, которые делают возможным эмпирическое познание, например, пространства, времени и причинности. Гегель, отвергая кантовский непознаваемый мир в себе", достигает полностью идеалистического согласования разума и субъекта как по существу социальных и исторических и одновременно мира, каким он сам себя создал или постулировал в последовательных категориях разума и субъекта. Он предпринимает Ревизию логики (см. Диалектика) , с миром, который сам по себе (а не просто "разумом") задуман как последовательность аргументов. Идея о том, что скорее разум конструирует мир, чем наоборот, наиболее очевидна в широком спектре социологических теорий, воспринимающих социальный мир как результат осознанной деятельности человека, обязательно предполагающей мышление и "идеи". "Люди" являются "субъектами", хорошо осведомленными о ситуациях, в которых находятся, и обдумывающими (см. Интенционалъностъ) свои действия. Объяснение деятельности обязательно предполагает ссылку на эту осмысленность и "интерпретирует осмысление" действий обращением к намерению, мотиву и разуму. См. также Уинн. Наиболее значительному критическому анализу смысл 1 подверг Маркс, предпринявший попытку "материалистически" развить Гегеля, поставив его на ноги. Форма социальной истории и развития определяется не последовательными постулированиями "идей", то есть основополагающими движениями разума в непрерывном ряду "духов" определенных "эпох", но одним лишь спектром социальных сил, особенно экономических. По Марксу, именно экономические изменения лежат в основе всех идеологических изменений. Этот акцент на социально-экономический фундамент он оценивает как новую форму материализма, сохраняющую, однако, многое от "диалектики" Гегеля (см. также Диалектический материализм) . Недавняя дискуссия по реставрации "материализма" расширила критический анализ Марксом смысла 2, подчеркнув "материальные" аспекты субъективности, в частности, ее построение в социальном контексте, в противоположность идеалистическому субъекту. При этом "субъект" и "объект", "разум" и "мир" построены по существу в социальном и подсознательном симбиозе и внедрены в социальную практику.
загрузка...